|  

Микрозаймы онлайн    Кредиты онлайн    Кредитные карты

Финансовая грамотность населения России.

 Под широким термином финансовой грамотности понимается способность клиента разбираться в принципах работы финансовых рынков, а также финансовых продуктах. 
 
Мы рассмотрим влияние финансовой грамотности на доступность и стоимость кредитов в России. 
 
По оценке международного рейтингового агентства, финансовая грамотность населения России составляет 38%. Это не так мало если сравнить со средним международным показателем – 33%, а среди стран Латинской Америки он равен 22%. Заметим, что в отличие от Латинской Америки активное проникновение банковских услуг началось в начале 90-х годов. Лидером по финансовой грамотности – являются страны Евросоюза, там этот показатель равен 50%.
 
Каким образом финансовая грамотность влияет на стоимость получения кредита?
 
В зависимости от уровня финансовой грамотности, среди банковских исследований активно используется термин – проникновение финансовых услуг. То есть обеспечение доступа к финансовым инструментам всех граждан страны. К финансовым инструментам относятся вся линейка банковских и страховых продуктов: кредиты, депозиты, все карточные продукты (кредитные и дебетовые карты) и страховые продукты. Финансовая грамотность и проникновение финансовых услуг находятся в прямой зависимости. Чем выше уровень финансовой грамотности – тем выше уровень проникновения финансовых услуг. Соответственно, тем больше доходов извлекают банки от продажи своих продуктов. 
 
На примере, в международном разрезе это выглядит так:
 
В странах ЕС и США самый высокий уровень финансовой грамотности. Проникновение финансовых услуг выглядит так: 1 категория, лица от 18 до 25 лет – 83%, 2 категория, лица от 26-64 лет – 93%. При этом наблюдается тенденция, лица первой категории активнее пользуются банковскими продуктами онлайн: получение кредита, активное использование электронных кошельков и банковского онлайн-обслуживание. Наоборот, 2 категория тяготеет к традиционным и классическим банковским продуктам, оформляемым в отделении банка. Поэтому меньший процент проникновения финансовых услуг для лиц от 18 до 25 лет объясняется тем, что большая часть из них предпочитает онлайн обслуживание. 
 
В России, цифры конечно отличаются. Для первой категории показатель составляет 44%, для второй категории 51%. С учетом ежегодного увеличения доли проникновения аудитории Рунета (в 2014 году – 62%, ежегодный рост на 21% - один из самых высоких показателей в мире), почти повального перехода на мобильный банковский интернет, банки понимают, что активное проникновение продуктов банка можно реализовать только в дистанционном банковском обслуживании. При этом, цена кредита или открытия расчетного счета будут дешевле за счет экономии операционных издержек (открытие отделений, снижение обслуживающего персонала и т.д.).
 
Модели повышения активной финансовой грамотности среди населения России уже постепенно реализуются. Это в первую очередь упрощение доступа к открытию банковского продукта через сеть Интернет, возможность оформления кредита через удаленный доступ (сначала банки рассылали кредитные карты через почту, сейчас банки отбирают потенциальных заемщиков через сформированные по заказу клиентские базы). И, наконец, активное вмешательство регулятора. Последний все чаще отзывает лицензии у сомнительных банков, ведет строгий мониторинг соблюдения условий эффективной процентной ставки – расчищая дорогу для более эффективных банков.
 

Опубликовано: 2016-01-24 23:31|Просмотров: 2877